Партнеры

Центр правовой защиты
Центр правовой защиты

ООО "Рубеж НПО"
ООО "Рубеж НПО"
Иркутская область, г. Братск
http://rubegnpo.ru

ТД "РУСИЧИ"
Торговый дом "РУСИЧИ"
Иркутская область, г. Иркутск
http://www.rusichi.com/irk/

Производственно-складской комплекс компании DoorHan
Производственно-складской комплекс компании DoorHan
Иркутская область, г. Иркутск
http://irkutsk.doorhan.ru/

Сущность изменений, внесенных в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

11 января 2009

Сущность изменений, внесенных в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности»

Сущность изменений, внесенных в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности»

Dura lex, sed lex – закон суров, но это закон!

Принятый в декабре 2008 г. Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности» внес существенные, принципиальные изменения в действующее законодательство, регулирующее частную детективную и охранную деятельность.

В соответствии с указанным Федеральным законом изменения внесены в следующие законодательные акты: Законы Российской Федерации: «О милиции», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Об оружии»; Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора); Кодексы: Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации.

Кроме того, принятие данного Федерального закона повлечет за собой внесение существенных изменений в действующие подзаконные нормативные акты и принятие новых. Необходимость в этом обусловлена наличием в рассматриваемом Федеральном законе более двадцати бланкетных (отсылочных) норм, требующих регулирования в постановлениях Правительства Российской Федерации, приказах МВД России.

При подготовке данного материала автор не ставил перед собой цель всесторонне и детально рассмотреть все новеллы вновь принятого Федерального закона. Для того чтобы вникнуть в детали указанного закона, осмыслить их и дать им обоснованное толкование потребуется определенное время. Кроме того, это возможно сделать только после принятия соответствующих подзаконных актов. Как известно, иногда подзаконные акты становятся выше закона, выхолащивают его здравое содержание, сводят на нет все положительное заложенное в его нормах. Поэтому автор предпринял попытку осмыслить, с учетом указанных обстоятельств, имеющиеся в принятом Законе новеллы, систематизировать их для удобства ознакомления с ними, по некоторым из них высказать свое суждение. Как представляется, это позволит всем тем, для кого данный Закон представляет интерес, получить о нем цельное представление, понять смысл и назначение его норм и положений.

Сущность изменений, внесенных в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», другие законодательные акты.

Раздел 1. Изменения общего характера, относящиеся к частной охранной и детективной деятельности в целом.

1.1. Признаны утратившими силу статья 8 Закона, пункты 79 и 80 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Вследствие этого исключено право частных детективов на создание объединений частных детективных предприятий, которое было предусмотрено статьей 8 действующего Закона. Однако это вовсе не означает, что частные детективы не вправе создавать объединения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и, прежде всего, Гражданским кодексом Российской Федерации.

Исключение из Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» п.п. 79 и 80 статьи 17 повлекло за собой изменение названия как детективной, так и охранной деятельности – из названия указанных видов деятельности убирается слово «негосударственная» и они, как и прежде, будут именоваться: «частная охранная деятельность» и «частная детективная деятельность».

1.2. В результате внесенных соответствующих изменений в Федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности» действие указанных законов не распространяется на частную охранную и детективную деятельности.

1.3. Из числа субъектов частной охранной и детективной деятельности исключены службы безопасности юридических лиц.

1.4. Исключено право частных детективов на использование специальных средств и в связи с этим они освобождены от обязанности прохождения периодических проверок.

1.5. Частные детективы исключены из числа субъектов обязательного страхования.

1.6. Органам внутренних дел предоставлены дополнительные полномочия в целях совершенствования государственного контроля за частной охранной и детективной деятельностью.

Так, в соответствии с дополнениями, внесенными в статьи 10 и 11 Закона «О милиции» им предоставлено право выдавать удостоверение частного охранника и личную карточку охранника, а также возложена обязанность принимать меры по аннулированию удостоверения частного охранника.

Дополнение, внесенное в пункт 6 части 2 статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», наделило органы внутренних дел правом собирать данные, необходимые для принятия решений о предоставлении либо аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.

1.7. Уточнено понятие частной детективной и охранной деятельности. Акцент в нем сделан на то, что этими видами деятельности могут заниматься только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел.

1.8. Закреплен особый порядок участия иностранных юридических и физических лиц, а также общественно-политических организаций в деятельности по созданию и управлению частными охранными организациями.

Так, дополнение, внесенное в часть 4 статьи 1 действующего Закона устанавливает ограничения на осуществление частной охранной и детективной деятельности иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства, иностранными юридическими лицами, а также организациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица.

Указанные юридические и физические лица теперь могут осуществлять частную охранную и детективную деятельность и (или) принимать в ней участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе и в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Новая редакция статьи 15 Закона (п.1 ч. 5) исключает из числа учредителей (участников) частной охранной организации общественные объединения.

Раздел 2. Изменения, касающиеся частной детективной деятельности.

2.1.Впервые на законодательном уровне дано понятие частного детектива (ч. 1 ст. 4).

Для того, что получить статус частного детектива, гражданин должен: 1) зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя; 2) получить лицензию на осуществление частной детективной деятельности; 3) пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 4) оказывать услуги, предусмотренные частью 2 статьи 3 настоящего Закона.

2.2.Уточнена терминология действующего Закона в части, касающейся детективной деятельности, внесены коррективы в права и обязанности частного детектива.

Так, совершенно правильно внесено изменение в название статьи 3 Закона. Прежнее название статьи «Виды частной детективной и охранной деятельности» заменено новым: «Виды охранных и сыскных услуг».

Уточнение коснулось и названия частной детективной деятельности. В действующем Законе в одних случаях она называлась «частная детективная деятельность», в других – «частная сыскная деятельность», в-третьих, – «частная детективная (сыскная) деятельность». Согласно внесенным изменениям в этой части, в дальнейшем эта деятельность будет именоваться: «частная детективная деятельность».

Далее, более конкретно прописано право частных детективов на оказание содействия правоохранительным органам. Они вправе содействовать правоохранительным органам не в обеспечении правопорядка, как это сказано в отношении частных охранных организаций, а в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.

Новая редакция части 3 статьи 5 обязывает частного детектива соблюдать законодательство Российской Федерации в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан.

2.3. В связи с тем, что действие Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на частную детективную деятельность, порядок лицензирования указанной деятельности прописан в статье 6 действующего Закона.

Суть основных изменений, касающихся лицензирования частной детективной деятельности:

1) дан перечень документов, которые обязан лично представить в орган внутренних дел гражданин, претендующий на получение лицензии;

2) органам внутренних дел предоставлено право запрашивать соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие и надзорные органы при установлении достоверности сведений, изложенных в документах, представленных соискателем;

3) указаны новые основания отказа в выдачи лицензии. Так лицензия не выдается:

гражданам, в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное руководителем территориального органа, федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, или лицом, исполняющим его обязанности, заключение о невозможности допуска этих лиц к осуществлению частной детективной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновения угрозы общественной безопасности;

гражданам, не прошедшим обязательной государственной дактилоскопической экспертизы;

4) определены полномочия органов внутренних дел в области лицензирования частной детективной деятельности;

5) дан перечень грубых нарушений при осуществлении частной детективной деятельности;

6) закреплено положение о том, что гражданину, получившему лицензию на осуществление частной детективной деятельности, одновременно выдается удостоверение частного детектива.

2.4. Статья 7 Закона дополнена новыми ограничениями в частной детективной деятельности.

Наряду с указанными в статье 7 Закона ограничениями, частному детективу, кроме того, запрещается:

использовать документы и иные сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности органами, уполномоченными в данной сфере деятельности;

получать и использовать информацию, содержащуюся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в нарушение порядка, установленного законодательством российской Федерации;

2.5. Отдельно прописаны (ст.9) требования к договору на оказание сыскных услуг.

Суть этих требований:

частный детектив обязан заключить в письменной форме договор с каждым заказчиком сыскных услуг;

в договоре должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг или порядок ее определения;

вместо отчета, предусмотренного в действующем Законе, частный детектив обязан составлять акт о выполнении работ, который, как и договор подлежит хранению в течение пяти лет.

2.6. Усилено наказание за совершение правонарушений при осуществлении частной детективной деятельности.

Раздел 3. Изменения, касающиеся частной охранной деятельности

3.1. Дополнен перечень охранных услуг, внесены коррективы в некоторые другие услуги.

Вследствие дополнения перечня видов услуг появились две новые услуги:

обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах;

охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В новой редакции изложены охранные услуги, предусмотренные п.п. 2 и 3 части 3 статьи 3 действующего Закона. После внесения изменения, указанные услуги изложены соответственно следующим образом:

охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи;

охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

Статья 3 Закона дополнена новой нормой, согласно которой физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные указанной статьей.

3.2. Внесено изменение в части, касающейся реализации частной охранной организацией права содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.

В соответствии с внесенными в часть 4 статьи 3 Закона изменениями, упразднено положение, предоставляющее частным охранным организациям оказывать содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка на договорной основе. Вместе с тем отмечено, что порядок оказания указанного содействия будет установлен Правительством Российской Федерации, проект которого в настоящее время готовится.

3.3. Дополнен перечень ограничений, предусмотренных статьей 7 действующего Закона и касающихся частной охранной деятельности.

В соответствии с этим дополнением запрещается разглашать собранные в ходе выполнения договорных обязательств сведения о заказчике, в том числе сведения, касающиеся вопросов обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и (или) охраны имущества заказчика, использовать их в каких-либо целях вопреки интересам заказчика или в интересах третьих лиц, кроме как на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.4. На уровне закона закреплена обязанность охранной организации уведомлять органы внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3.5. Внесены существенные дополнения в статью 11.1, определяющую правовой статус частного охранника.

Эти дополнения, во-первых, касаются оснований приобретения статуса частного охранника. Для приобретения указанного статуса гражданин обязан: 1) пройти профессиональную подготовку; 2) сдать квалификационный экзамен; 3) пройти обязательную дактилоскопическую регистрацию; 4) иметь удостоверение частного охранника.

Во-вторых, указанные дополнения устанавливают новые основания, при наличии которых гражданин не вправе претендовать на приобретение статуса частного охранника. В соответствии с ними не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника граждане:

в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, или лицом, исполняющим его обязанности, заключение о невозможности допуска этих лиц к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности;

досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;

у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;

не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.6. В связи с тем, что действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на частную охранную деятельность, Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» дополнен статьями 11.2 -11.6, в которых прописан порядок лицензирования указанных видов деятельности.

Основные изменения, касающиеся порядка лицензирования частной охранной деятельности, содержащиеся в указанных статьях:

лицензия действует на всей территории Российской Федерации;

в лицензии указываются вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат;

решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается органом внутренних дел в срок не более сорока пяти дней;

порядок лицензирования устанавливается положением о лицензировании, утвержденным Правительством Российской Федерации;

положение о лицензировании должно содержать перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, а не к деятельности в целом, как это имеет место в действующем Положении о лицензировании частной охранной деятельности;

определены следующие полномочия органов внутренних дел в области лицензирования частной охранной деятельности:

1) предоставление лицензии;

2) переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

3) приостановление и возобновление действия лицензии в случаях, установленных настоящим Законом;

4) ведение реестров лицензий и предоставление сведений из них;

5) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, а также требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот оружия и специальных средств;

6) обращение в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии;

7) прекращение действия лицензии в случае письменного заявления лицензиата о прекращении им осуществления данного вида деятельности.

Кроме того, в статьях, регулирующих вопросы лицензирования частной охранной деятельности, дан перечень документов, которые должен представить соискатель лицензии, отмечено, что основанием для отказа в предоставлении лицензии является несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. В них также названы основания для переоформления лицензии. Ими являются:

необходимость продления срока действия лицензии;

намерение лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии;

реорганизации охранной организации;

изменение наименования охранной организации или места ее нахождения.

Переоформление лицензии осуществляется в срок не более тридцати дней. На период переоформления действие лицензии не приостанавливается.

Установленный новый порядок лицензирования частной охранной деятельности предоставляет право органам внутренних дел приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензионных требований и условий на срок не более одного месяца, который дается для устранения выявленных нарушений. Если в указанный срок нарушения не устранены орган внутренних дел обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев либо об аннулировании лицензии. Следовательно, орган внутренних дел вправе приостановить действие лицензии только на срок не более месяца, причем правом принятия такого решения наделены только руководитель федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, его заместители, руководитель подразделения данного федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами лицензирования частной охранной деятельности, его заместителям, а также руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, или лицу, исполняющему его обязанности.

Аннулирование лицензии, как и прежде, осуществляет суд по заявлению органа внутренних дел.

Следует отметить, что порядок лицензирования частной охранной деятельности, установленный в статьях 11.2-11.6 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» не содержит требования, имеющегося в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности», указывать в документе, подтверждающем наличие лицензии, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Действие лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности, выданных до дня вступления в силу принятого Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия таких лицензий, если лицензиат соответствует требованиям, установленным данным Федеральным законом.

3.7. Принятый Федеральный закон устанавливает дополнительные требования к осуществлению частной охранной деятельности, дает перечень грубых нарушений.

К числу дополнительных требований к осуществлению частной охранной деятельности относятся:

1. Работникам частной охранной организации не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что данный запрет относится не только к частным охранникам, но и ко всем работникам частной охранной организации.

2. Работником частной охранной организации не может быть учредитель (участник), руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой данной частной охранной организацией заключен договор на оказание охранных услуг.

Эта норма означает, что, во-первых, учредитель (участник) не вправе заключить трудовой договор с частной охранной организацией, которую он учредил, во-вторых, не вправе это делать также и заказчик охранной услуги, если он является руководителем или иным должностным лицом организации, с которой заключен договор на оказание охранных услуг.

Из содержания данной нормы также следует, что работником частной охранной организации могут быть все другие, кроме руководителя и иных должностных лиц, работники организации, с которой заключен договор на оказание охранных услуг, а также заказчики охранных услуг физические лица (граждане).

3. К договору на оказание охранных услуг (речь идет об услугах, связанных с охраной имущества) должны быть приложены копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.8. Введены ограничительные нормы, направленные на недопущение участия частных охранных структур в гражданско-правовых конфликтах, связанных с оспариванием прав собственников.

В соответствии с указанными нормами, оказание охранных услуг по охране объектов и имущества, в отношении которых имеются гражданско-правовые конфликты и (или) в отношении которых уже имеется договор на оказание охранных услуг с другой организацией, осуществляется по согласованию с органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством РФ.

3.9. Ограничена деятельность частных охранных организаций в зоне проведения контртеррористической операции.

Так, руководитель контртеррористической операции вправе ограничить или приостановить осуществление частной охранной деятельности.

3.10. Впервые дан перечень грубых нарушений осуществления частной охранной деятельности дан в ст. 11.5 Закона.

Ими являются:

1) нарушение в охранной организации правил оборота оружия, установленных законодательством Российской Федерации, если такое нарушение:

повлекло за собой утрату, хищение оружия либо его использование в преступных целях;

выразилось в выдаче оружия работнику охранной организации, не имеющему разрешения на хранение и ношение служебного оружия, либо лицу, не являющемуся работником данной охранной организации;

2) нарушение в охранной организации правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, если такое нарушение повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан либо иные тяжкие последствия;

3) оказание лицензиатом охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества без заключения соответствующего договора либо без уведомления органов внутренних дел о начале оказания охранных услуг, а также оказание лицензиатом охранных услуг с использованием специальных средств без заключения соответствующего договора и без уведомления органов внутренних дел о начале оказания охранных услуг;

4) оказание лицензиатом услуг, не предусмотренных имеющейся у него лицензией, либо услуг, не предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона;

5) необеспечение доступа должностных лиц органа внутренних дел в ходе проведения ими проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона, в места хранения оружия, специальных средств и (или) служебной документации, отражающей учет и использование оружия и (или) специальных средств, либо воспрепятствование такому доступу.

3.10. В принятом Федеральном законе прописаны дополнительные условия осуществления пропускного и внутриобъектового режимов.

В случае оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.

3.11. Принятый Федеральный закон устанавливает дополнительные требования к частным охранным организациям и учреждениям по подготовке частных детективов и работников частных охранных организаций.

Суть новых требований к частным охранным организациям заключается в следующем:

охранная организация может быть создана только в одной организационно-правовой форме – общества с ограниченной ответственностью. В связи с этим в пункт 2 статьи 1 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» было внесено дополнение, которое позволяет прописывать в других, кроме указанного, федеральных законах особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью, в том числе, и в сфере частной охранной деятельности;

частная охранная организация не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной деятельности;

уставный капитал частной охранной организации не может быть менее ста тысяч рублей, а при оказании услуги в виде вооруженной охраны имущества, охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны – менее двухсот пятидесяти тысяч рублей. При этом предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал частной охранной организации не может быть более 50% от размера уставного капитала.

Внесение в уставный капитал частной охранной организации средств иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а также организациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, запрещается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Отчуждение долей (вкладов) учредителем (участником) частной охранной организации, повлекшее за собой появление в уставном капитале доли (вклада) с иностранным участием, не допускается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

частная охранная организация не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной деятельности;

Филиалы частной охранной организации могут создаваться только в том субъекте Российской Федерации, на территории которого частная охранная организация зарегистрирована.

Новые требования к образовательным учреждениям:

профессиональная подготовка и повышение квалификации частных детективов осуществляются в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования;

профессиональная подготовка и повышение квалификации частных охранников, руководителей частных охранных организаций осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного профессионального, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

образовательные учреждения должны иметь на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, стрелковые объекты для проведения занятий по огневой подготовке;

обучение частных детективов и работников частных охранных организаций в заочной форме и в форме экстерната не допускается.

Должностные лица органов внутренних дел наделены правом проводить проверку прохождения подготовки частных охранников и руководителей частных охранных организаций, предусмотренной частью 6 статьи 12 Федерального закона «Об оружии».

3.12. Принятым Законом внесены существенные изменения в имеющийся порядок использования оружия в частной охранной деятельности.

Суть указанных изменений:

1. Изменился собственник служебного оружия, используемого в частной охранной деятельности.

В настоящее время оружие является собственностью частных охранных организаций. После вступления в силу принятого Федерального закона они будут получать в органах внутренних дел во временное пользование служебное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. За частными охранными организациями будет сохранено право приобретать и иметь в собственности только служебные пистолеты и револьверы, изготовленные под патрон травматического действия, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия.

2. С учетом указанных изменений в статью 11 Федерального закона «Об оружии» вносится дополнение о предоставлении органам внутренних дел права приобретать виды, типы и модели оружия и патронов к нему для выдачи во временное пользование юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок внесения платы за временное пользование оружием и ее размер, а также порядок возмещения федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, расходов, связанных с приобретением, хранением, транспортированием указанного оружия и патронов к нему, ремонтом и техническим обслуживанием оружия устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. В случае отказа частной охранной организации от права собственности на принадлежащее ей служебное оружие и его безвозмездной передачи в федеральную государственную собственность (оперативное управление органов внутренних дел) данная частная охранная организация имеет право на получение того же оружия во временное (в бессрочное) пользование, если не имеется иных оснований для запрещения или ограничения оборота переданного служебного оружия в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае плата за временное пользование указанным служебным оружием не взимается.

5. В новой редакции изложена часть 1 статьи 16 действующего Закона. В ней более четко закреплена идея о том, что в ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять огнестрельное оружие и специальные средства только в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Законом. Это означает, что при применении огнестрельного оружия и специальных средств частный охранник не должен руководствоваться требованиями других законов, и, прежде всего, статьи 24 ФЗ «Об оружии», регламентирующих применение огнестрельного оружия.

6. Впервые на уровне закона определена норма обеспечения частных охранных организаций служебным огнестрельным оружием. В соответствии с новой редакцией части 1 статьи 16 Закона норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.

7. Внесены коррективы в статью 16 Закона и в части, касающейся прохождения частными охранниками периодических проверок.

Частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

8. В часть 4 статьи 4 ФЗ «Об оружии» включен дополнительный признак, позволяющий отличать огнестрельное гладкоствольное служебное оружие от гражданского оружия. Огнестрельное гладкоствольное служебное оружие должно иметь отличия от гражданского оружия по следообразованию на гильзе.

9. В статью 11 Закона включена норма, которая запрещает вооруженную охрану имущества на территориях закрытых административно-территориальных образований, а также приобретение и использование оружия частными охранными организациями, зарегистрированными и (или) расположенными на их территориях.

3.13. Установлены дополнительные требования к руководителю частной охранной организации, частному охраннику, учредителю.

Дополнительные требования к руководителю частной охранной организации:

1. Руководитель частной охранной организации должен иметь высшее профессиональное образование и пройти повышение квалификации для руководителей частных охранных организаций.

2. Обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника.

3. Руководитель также не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях и политических партиях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Дополнительные требования к охраннику:

1. Охранник пользуется правами, предусмотренными настоящим Законом, только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.

2. Он обязан иметь удостоверение частного охранника, личную карточку охранника, полученные им в органах внутренних дел.

3. Охранникам не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Требования, предъявляемые к учредителю частной охранной организации.

1. Для учредителя частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным. Право учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при наличии достаточных оснований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Не могут являться учредителями (участниками) частной охранной организации:

1) общественные объединения;

2) физические и (или) юридические лица, не соответствующие требованиям, указанным в части четвертой настоящей статьи;

3) граждане, состоящие на государственной службе либо замещающие выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях;

4) граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные лица;

5) иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации.

Участниками частной охранной организации могут оставаться учредившие ее лица, которые получили право на пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, перешли на работу в общественные организации, работающие в сфере частной охранной либо частной детективной деятельности, либо назначены (избраны) на государственные должности Российской Федерации.

Лицам, назначенным (избранным) на указанные государственные должности, запрещается принимать участие в управлении охранной организацией.

3.14. В новой редакции изложена часть 2 статьи 19 Закона, которая предусматривала обязательное страхование охранников. Ее применение вызывало на практике значительные затруднения.

В соответствии с новой редакцией указанной статьи граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное страхование осуществляется за счет средств соответствующей охранной организации и включается в состав ее затрат.

В этой норме представляется важным для охранных организаций то, что средства, затраченные на страхование частных охранников, включаются в состав ее затрат.

3.15. Принятый Федеральный закон содержит нормы, касающиеся удостоверения частного охранника.

1. Закреплена обязанность частного детектива, частного охранника и руководителя частной охранной организации получить указанное удостоверение.

2. Прописаны основные положения, касающиеся порядка выдачи указанного удостоверения, срока действия и его продления, названы основания для аннулирования.

В соответствии с указанными изменениями, удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после повышения квалификации в образовательных учреждениях, указанных в статье 15.2 настоящего Закона.

Удостоверение частного охранника аннулируется в случае:

1) неоднократного привлечения в течение года частного охранника к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, административных правонарушений против порядка управления и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность;

2) возникновения обстоятельств, при которых гражданин не может претендовать на приобретение правового статуса частного охранника;

3) окончания срока действия удостоверения частного охранника, добровольного отказа от такого удостоверения либо смерти гражданина, которому было выдано такое удостоверение.

Удостоверение частного охранника аннулируется по решению органа внутренних дел. Порядок его изъятия устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

Детально порядок выдачи удостоверения частного охранника, его реквизиты и некоторые другие вопросы, касающиеся указанного удостоверения, будут прописаны в подзаконных актах.

Дополнение в пункт 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации касается размера пошлины за совершение действий уполномоченных органов, связанных с выдачей удостоверения частного охранника. На основании этого дополнения за выдачу удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника будет взиматься 600 рублей, за его переоформление в связи с продлением срока действия - 200 рублей, за внесение в него изменений в связи с изменением места жительства или иных данных, указываемых в удостоверении, - 100 рублей.

3.16. Новый Закон содержит нормы, касающиеся использования в охранной деятельности технических средств, форменной одежды, транспортных средств.

Требования к использованию технических средств.

1. Перечень видов технических средств, используемых в охранной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Из числа технических средств исключены средства радио- и телефонной связи, которые были предусмотрены статьей 5 действующего Закона.

3. В заявлении о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности соискатель лицензии обязан указать на намерение использовать технические средства и потребность в них.

4. В случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию.

Требования к форменной одежде частных охранников.

1. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком.

2. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определить их принадлежность к конкретной охранной организации.

3. Специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения.

4. Порядок ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Требования к транспортным средствам, используемым в частной охранной деятельности.

Специальная раскраска, информационные надписи и знаки на транспортных средствах частных охранных организаций подлежат согласованию с органами внутренних дел в порядке, определяемом Правительством РФ.

3.17. В связи с тем, что действие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не распространяется на частную охранную деятельность, в принятом Законе содержатся нормы, регулирующие вопросы, касающиеся проведения проверок.

Так плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в три года. Продолжительность ее проведения не должна превышать месяц. О проведении внеплановой проверки в обязательном порядке уведомляется прокурор субъекта Российской Федерации.

Внеплановая проверка проводится в следующих случаях:

1) если в результате проведения плановой проверки выявлены нарушения лицензионных требований и условий;

2) если от органов государственной власти и органов контроля (надзора) получена информация о создающем угрозу здоровью и жизни граждан нарушении лицензиатом законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность частных детективов и частных охранных организаций;

3) если имеются обращения граждан и (или) юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиата либо его работников, а также, если получена иная информация, подтверждаемая документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии такого нарушения.

По результатам проверки осуществляющее ее должностное лицо составляет акт установленной формы, копия которого вручается руководителю охранной организации, частному детективу или его представителю под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

К отношениям, связанным с проведением органами внутренних дел проверок лицензиатов и не урегулированным настоящим Законом, применяются положения законодательства Российской Федерации.

Как представляется, эта норма все-таки дает право применять при осуществлении контроля за частной охранной деятельностью нормы и положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Раздел 4. Административная и уголовная ответственность за правонарушения в сфере охраны.

Принятый Закон внес существенные изменения в ряд статей Кодекса об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, которые значительно усиливают ответственность за правонарушения в сфере частной охраны и сыска.

4.1. Изменения, внесенные в Уголовный кодекс РФ.

1. Внесено дополнение в часть первую статьи 137 УК, предусматривающую ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни.

Ответственность по данной статье предусмотрена за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

Субъектом данного преступления может быть любой гражданин, а не только частный охранник или детектив.

Предложенное дополнение существенно усиливает наказание за данное деяние. Предлагается предусмотреть наказание по этой статье до 4 лет лишения свободы, несмотря на то, что ныне действующая статья вообще не предусматривает наказания в виде лишения свободы.

Внесенное дополнение переносит данное деяние из преступления небольшой тяжести, в тяжкое преступление со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

2. Внесено дополнение в части вторую и третью статьи 138 УК РФ об усилении наказания за данное преступление.

Статья 138 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений.

Часть вторая данной статьи, в которую вносится дополнение, предусматривает ответственность за совершение указанного деяния лицом с использованием своего служебного положения или специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. За это деяние будет предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от одного года до четырех лет. Действующая часть указанной статьи не предусматривала наказание в виде лишения свободы.

Часть 3 указанной статьи, в которую также внесено дополнение, предусматривает ответственность за незаконные производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. В новой редакции она будет предусматривать ответственность за незаконное производство, сбыт или приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Наказание оставлено прежнее – лишение свободы до трех лет.

Суть данного дополнения состоит в том, что теперь уголовная ответственность за приобретение указанных технических средств наступает независимо от цели их приобретения.

3. Претерпела существенные изменения статья 203 УК РФ, предусматривающая ответственность превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб.

Указанная статья изложена в новой редакции. В принятом Законе она прописана следующим образом:

Статья 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей

1. Совершение частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием оружия или специальных средств и повлекшее тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

Суть внесенных изменений в указанную статью.

1. Конкретизированы субъекты данного преступления. Ими могут быть: частный детектив, работник частной охранной организации, имеющий удостоверение частного охранника.

2. Уточнены или внесены новые условия наступления ответственности по данной статье:

указанные субъекты могут быть привлечены к уголовной ответственности по данной статье только при условии совершения ими указанного преступления при выполнении своих должностных обязанностей;

уголовная ответственность наступает только в случае, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых интересов общества или государства.

За это деяние предусмотрено наказание, в том числе, в виде лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

3. Часть 2 статьи 203 УК предусматривает квалифицированный состав превышения полномочий.

Квалифицирующими признаками являются:

1) применение насилия или угроза его применения;

2) применение оружия или специальных средств;

3) наступление тяжких последствий.

Непосредственным объектом данного преступления является установленный государством порядок осуществления частной охранной и сыскной деятельности.

Дополнительным объектом являются права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества или государства.

Объективную сторону преступления образует совокупность следующих обязательных признаков:

совершение действий, явно выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством, регулирующим охранно-сыскную деятельность;

наступление вредных последствий в виде существенных нарушений прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Субъект преступления – специальный. Им может быть руководитель охранной, частный охранник и детектив.

Субъективная сторона преступления выражена прямым умыслом. Цели и мотивы преступления на квалификацию не влияют, но могут быть учтены судом при назначении наказания.

4.2. Изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях.

1. Существенные изменения внесены в статью 20.16 Кодекса об административных правонарушениях (Незаконная частная охранная и детективная деятельность).

Суть, внесенных изменений.

1. В связи с упразднением служб безопасности исключена ответственность за создание в организации службы безопасности без специального разрешения.

2. Части 1 и 2 указанной статьи изложены в новой редакции. Вследствие этого разнесены по разным частям статьи ответственность за незаконную частную охранную и детективную деятельность. При этом наказание за незаконную частную детективную деятельность установлено значительно больше, чем за незаконную частную охранную деятельность.

3. Часть 3 действующей статьи 20.16 дополнена словами « либо с нарушением установленных законом требований» и тем самым расширяет основания для привлечения к ответственности по данной статье негосударственные образовательные учреждения. Теперь они несут ответственность не только за осуществление образовательной деятельности без лицензии, но и в случае осуществления ее с нарушением.

4. Увеличен размер штрафа за оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований (вместо штрафа до одной тысячи пятисот рублей, штраф в размере до двух тысяч пятисот рублей).

2. Увеличено административное наказание за незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности (статья 20.24 Кодекса об административных правонарушениях). Предельная сумма штрафа, установленная за данное правонарушение, установлена до пяти тысяч рублей, вместо трех тысяч рублей в действующей статье.
© ГП «Антарис», 2016 Телефоны: 8 (3955) 56-06-11, 8 (3955) 680-555 Адрес: г. Ангарск, 29 мкр-н, дом 12, офис 200 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.